Средняя группа «Почемучки» ОДО ГБОУ СОШ №257 г.Санкт-Петербург

Консультация «Воспитываем лидера».

Консультация для родителей

«Воспитываем лидера»

Очень многие родители мечтают, чтобы их ребёнок был успешным лидером, много преуспел в этой жизни,  многого добился и всячески с детства это лидерство стремятся поддерживать.

Первые признаки активности ребёнка родители начинают наблюдать ещё в песочнице, когда он бодро играет, вовлекает других детей в свою игру, делится игрушками, или отнимает их. Любая детская активность радует родителей, но как показывает опыт, достаточно легко перепутать лидерские качества и своеволие у ребёнка.

Что же на самом деле похоже на это, а что нет?

Есть дети, которые говорят: «Я знаю, что мне надо делать! Не говори мне! Я хочу делать вот так!» У них возникает командный тон: «Так не делай! Я сам всё решаю! Я хочу так, как я хочу!» В этом есть много настойчивости и с одной стороны некое упорство, которое явно нужно лидеру, но зачастую оно переходит в так называемое «ослиное упрямство» с которым родителям трудно справиться. И вот, в какой то, момент возникает вопрос: «Его поддерживать, или как то корректировать? Это здоровая тенденция развития лидера, или мы где то ошибаемся?»

Давайте разберёмся. Не идёт ли речь о своевольных детях, которые не могут следовать за другим лидером, не могут расслабиться, довериться, взаимодействовать в командной работе, не могут справиться с ошибками и с тем что, что то идёт не по их плану? Эта опасная тенденция в детях может ухудшаться с каждым прожитым днём, месяцем, годом, потому что проблема своеволия не срастается, она только усугубляется. Своевольный ребёнок не понимает других людей, не учитывает их интересы, командуя он только самоутверждается. И чем старше ребёнок, тем хуже становится его адекватность к миру, тем слабее его уровень саморегуляции, тем региднее его психические реакции. И в итоге мы можем упустить этих детей, которые попали в то, что мы совершили ряд ошибок в их воспитании. Но что же нужно предпринять?

Для начала надо согласиться с тем, что в обществе не бывают все лидеры. Каждому для счастья достаточно найти свою сферу и интерес в жизни. Не всем нравиться быть лидером и когда мы ребёнка начинаем побуждать идти против собственной природы, мы просто ломаем его. Нам важно увидеть индивидуальность ребёнка, его желание размышлять, творчески подходить к проблеме, видеть многогранность явлений. Широта сознания, это то, что нужно для развития лидера. Когда вы разговариваете с ребёнком, задавайте ему больше вопросов: «Почему ты так думаешь? Какие ещё есть варианты? А что будет если?»

  Важно учить ребёнка не командовать, а умению коммуницировать с разными людьми, при этом не только красиво говорить, но и создавать у них творческое вдохновение, увлекать идеей. Важно лидеру передать умение договариваться.  Не бойтесь отказать ребёнку,  и тогда эта поставленная вами  граница стимулирует его договариваться. Не надо ставить жесткую, авторитарную позицию «Нет. И всё». Надо пояснить, что «можно, но потом..», «всё будет, но не сейчас», «да, но при определённых условиях», «можно, но когда…», «да, но нам придётся подождать». Т.е  умение откладывать желание, умение искать пути реализации, это очень важно.

 Есть ошибающиеся лидеры, которые не умеют распределить обязанности между другими, взваливают на себя всю ответственность и устают, раздражаются и, в конце концов, выдыхаются от навалившихся проблем.  Такая модель не подходит для наших детей. Нам важно подвести ребенка к пониманию того, кто он, каковы его сильные и слабые стороны, а также научить видеть сильные и слабые стороны других людей.

 Итак, над какими же качествами необходимо работать при воспитании будущего лидера?

1. Ответственность. Малышу нужно рассказать о том, что он хозяин своей жизни. Когда в случае неудачи ребенок обвиняет кого-то или придумывает отговорки, поощрите его взять на себя ответственность и выразите уверенность в его силах. Он должен знать, что неудачи и ошибки – это нормально.

Слова для поддержки ребенка: «Настоящий лидер – это не просто руководитель, это тот, кто заботится о людях, об их успехе».

Важно дать понять, что рядом могут быть тоже сильные дети, хорошие друзья, и то, что общими усилиями можно добиться гораздо большего, чем в одиночку.

2. Независимое творческое мышление. Для развития данного качества очень полезно задавать вопросы, способствующие развитию творческого мышления: «Почему?», «Что случилось бы,если…?». Рассуждайте с ребенком, анализируйте, делайте различные выводы, не ограничивайте его и не навязывайте ему свою точку зрения, иными словами, поощряйте его независимое мышление.

Слова для поддержки ребенка: «У тебя здорово получилось предотвратить ссору!», «Ты придумал, и всем это пригодилось», «Ты умеешь придумывать интересные игры».

3. Уверенность. Самое важное качество необходимое для успеха. Для этого избегайте критики, искренне и часто хвалите усилия ребенка, ежедневно говорите о его сильных сторонах и достижениях. Акцентируйте каждый день внимание на одном его хорошем качестве.

Слова для поддержки ребенка:«Ты можешь!», «Я в тебя верю», «Никогда не сомневалась, что у тебя это получится».

4. Уважение к другим людям. Маленький лидер при общении с детьми должен думать обо всех участниках игры, уметь поддержать каждого при необходимости. В ситуации успеха другого ребенка необходимо дать понять то, что, если  побеждена своя зависть, можно сказать: «Ты – сильный!» Надо учить малыша хвалить других, говорить людям комплименты, не сравнивать себя с другими.

Слова для поддержки ребенка:«Как ты думаешь, что чувствует Маша, ведь она никак не может сделать правильно деталь для своего домика, тогда как все остальные его давно уже построили?», «Друг познается не только в беде, но и в радости», «Порадоваться чужим успехам бывает труднее, чем проявить сочувствие».

5. Настойчивость, сила характера. Важно разъяснить малышу, что настойчивость очень важна в жизни, это умение не сдаваться, доводить начатое дело до конца. Можно в семье придумать какую–то награду за настойчивость.

Слова для поддержки ребенка:«У тебя получится. Попробуй еще раз!», «Молодец, что защитил девочку!»

6. Восприятие критики как стимула к развитию. Каждый родитель должен стремиться к тому, чтобы его критика была мудрой, стимулирующей к развитию малыша, а не направленной на унижение его достоинства. Хорошо, если ребенок научится шутить над своими промахами, а не воспринимать критику слишком близко к сердцу. Ведь иногда неудачи неизбежны на пути к цели.

Слова для поддержки ребенка:«Ты хороший друг, всегда предлагаешь помощь товарищам. Но я стала замечать, что ты стал повышать голос на друзей. Когда ты научишься говорить спокойнее, с тобой будет приятнее играть».

7. Честность и устойчивость нравственной позиции. Родители учат детей этим качествам преимущественно на своем примере, ведь лучше всего порядочность и нравственность формируется дома, в своей семье. Важно поговорить с ребенком о значении честности в жизни каждого человека, о том, каким образом нравственные принципы помогают не предавать себя и не потерять мир в своей душе даже в самых сложных ситуациях. Одним из полезных для развития данных качеств занятием является чтение или рассказывание историй.

Слова для поддержки ребенка: «Ты большой молодец, что не  побоялся сказать правду, какой-бы неприятной она ни была», «Хорошо, что ты сдержал свое обещание, несмотря ни на что».


28 марта 2024 в 09:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.